Понедельник, 14.06.2021, 20:21


Сайт педагога-психолога МАОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАМЕЧЕНА СКЛОННОСТЬ ПОДРОСТКА К СУИЦИДУ
10.04.2020, 12:14

ЧТО ДЕЛАТЬ,

если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду

 

•Внимательно выслушайте подростка.

•Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.

•Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.

•Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

•Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.

• Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.

•Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.

Если Вы слышите

Обязательно скажите

Запрещено говорить

«Ненавижу всех…»

«Чувствую, что что-то происходит.

Давай поговорим об этом»

«Когда я был в твоем возрасте…

да ты просто несешь чушь!»

«Все безнадежно и бессмысленно»

«Чувствую, что ты подавлен.

Иногда мы все так чувствуем себя.

Давай обсудим, какие у нас проблемы,

как их можно разрешить»

«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Ты много значишь для меня, для нас.

Меня беспокоит твое настроение.

Поговорим об этом»

«Не говори глупостей. Поговорим о другом.»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, что ты чувствуешь.

Я действительно хочу тебя понять»

«Где уж мне тебя понять!»

«Я совершил ужасный поступок»

«Я чувствую, что ты ощущаешь вину.

Давай поговорим об этом»

«И что ты теперь хочешь?

Выкладывай немедленно!»

«У меня никогда ничего не получается»

«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил.

Давай обсудим, как это изменить»

«Не получается – значит, не старался!»

При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется

•внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;

•правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;

•не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;

•не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;

•постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;

•не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;

•стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,

•оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь,

•оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги,

•внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,

•не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве (часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах).

Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков

•эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;

•выраженное чувство долга, обязательность;

•концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;

•учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;

•убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;

•наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;

•наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;

•психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.

•наличие актуальных жизненных ценностей, целей;

•проявление интереса к жизни;

•привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;

•уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;

•планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;

негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства

Рекомендации родителям

•ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

•анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

•учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

•воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

•не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

•не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

•обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

•записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют

Категория: Мои файлы | Добавил: Belenka
Просмотров: 118 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0