Вторник, 15.06.2021, 22:27


Сайт педагога-психолога МАОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


ПРИЧИНЫ АВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
10.04.2020, 12:14

ПРИЧИНЫ АВИТАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ

тяжёлая депрессия (96%), потеря интереса к жизни, усталость от жизни; 

потеря смысла жизни (46%), некоторые пережили смерть кого-то из родных или друзей; испытали непонимание окружающими, одиночество; несчастную любовь.

Депрессия — это серьезное заболевание, и страдают ею не только взрослые, но и подростки, и даже дети школьного и дошкольного возраста.

Только внимательный родитель, вовремя обративший на это внимание и пришедший за своевременной помощью способен спасти жизнь собственного ребенка и предотвратить непоправимый шаг.

Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье (62%).

Чаще всего преобладают давящий стиль воспитания, требования безапелляционного выполнения указаний, что препятствует формированию у подростков самостоятельности в принятии решений.

 В форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка.

Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы.

Большая часть подростков, кончающих с собой, - дети из неблагополучных семей, где имеет место хроническая алкоголизация родителей, материальные трудности, отсутствие нормального контакта в семье.

Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью.

Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, администрацией.

Важные социальные запросы подростка:

потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным развитием способностей и интеллекта);

потребность в положительной оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей);

потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений ученика в классе).

Нередко ощущение себя как изгоя, отсутствие жизненной перспективы, стыд перед сверстниками приводит к сведению счетов с жизнью.

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков.

Портрет ребенка, склонного к суициду

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни.

Группы риска – это депрессивные подростки, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, жертвы насилия, дети как с плохой успеваемостью в школе, так и одаренные, дети с синдромом "отличника", приверженцы депрессивных молодежных субкультур.

Различаются три стадии приближения подростка к суициду

На первой подросток проявляет излишний интерес к теме смерти, может много шутить на тему самоубийства. В рисунках суицидальные мысли выражаются следующим образом: изображение черных крестов с толстыми перекладинами, черных стрел, могил, пронзенных сердец, окровавленных ножей. При этом используются в основном черный, желтый и красный цвета.
На второй стадии суицидальные мысли приобретают активную форму: взвешиваются все "за" и "против"; продумываются формы, время и место действия.
На третьей решение о самоубийстве уже принято и подросток продумывает конкретный план.

Косвенные признаки приближения подростка к суициду

У подростка кардинально меняются привычки и поведение.

Вопрос питания:  дети с обычно хорошим аппетитом становятся привередливы в еде, а те, кто всегда отличался неважным аппетитом, вдруг начинают есть.

Второй параметр – сон. Ребенок либо может спать целыми днями, либо начинает страдать бессонницей.

Третий – учеба. Резкое падение успеваемости говорит об утрате интереса, возможно, не только к самому процессу получения знаний, но и к жизни вообще.

Четвертый симптом – безразличие к внешнему виду.

Важные тревожные факторы: стремление подростка к уединению, вспышки немотивированной агрессии, жизнь на грани риска: увлечение экстремальными видами спорта и досуга, злоупотребление психоактивными веществами.

Как выявить ребенка, склонного к суициду

Подросток может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.

Должны насторожить фразы типа:

 «все надоело»,

«ненавижу всех и себя»,

«пора положить всему конец»,

«когда все это кончится»,

 «так жить невозможно»,

Вопросы: «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», рассуждения о похоронах.

Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.

Признаки готовности ребенка к суициду, при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:

утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
 пренебрежение собственным видом, неряшливость;
 появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
 резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
 склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
проблемы со здоровьем: потеря аппетита или наоборот усиление аппетита, плохое самочувствие, бессонница или повышенная сонливость, кошмары во сне;
 безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений;
 усиление чувства тревоги;
 усиление жалоб на физическое недомогание;
излишний риск в поступках;
стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Открытые заявления: Ненавижу жизнь, Не могу больше этого выносить, Жить не хочется, Никому я не нужен.

Советы, если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду

 

Внимательно выслушайте подростка.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Кроме того, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными.
Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Belenka
Просмотров: 143 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0