Вторник, 15.06.2021, 23:04


Сайт педагога-психолога МАОУ СОШ №4 им. В.В. Самсонкиной


Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


Учимся расставлять приоритеты и все успевать
28.04.2020, 11:44

       Дуайт Эйзенхауэр был 34-м президентом США и вел невероятно продуктивную жизнь. Среди многих его достижений — служба верховным главнокомандующим Союзными войсками в Европе во время Второй мировой войны, запуск таких программ, как DARPA и NASA, а также президентство в Колумбийском университете.

Как он все успевал?

        У Эйзенхауэра была простая, но продуманная система производительности, которую часто называют матрицей Эйзенхауэра. Это метод принятия решений, основанный на важности и срочности того, что находится в вашем списке дел. Используйте матрицу Эйзенхауэра, чтобы избежать задач, на которые время тратится впустую.

   Результат выполнения важных задач приближает вас к достижению целей — профессиональных или личных. Срочные задачи требуют немедленного внимания из-за неминуемых последствий, которые наступят, если эти задачи не выполнить.

  Зная, какие задачи важны, а какие неотложны, можно преодолеть иллюзию производительности, вызванную нашей естественной тенденцией сосредоточиваться на не таких уж важных, но вроде бы неотложных действиях. Это поможет выделить достаточно времени, чтобы сделать то, что действительно необходимо для достижения ваших целей.

        Сначала составьте список всего, что вы хотите сделать. Затем классифицируйте задачи по следующим критериям.

  1. Срочно и важно
  2. Важно, но не срочно
  3. Срочно, но не важно
  4. Не срочно и не важно

       Срочные и важные задачи нужно выполнить прямо сейчас. Важные, но не срочные, можно запланировать сделать позже. Срочные, но не важные дела можно делегировать кому-то другому. Наконец, если задача не срочная и не важная, ее следует удалить из списка.

 

       Матрица Эйзенхауэра  заставляет  сделать паузу и подумать: «Действительно ли мне нужно делать это?» Популярные схемы, повышающие производительность, позволяют выполнять работу, не ставя под сомнение актуальность самой задачи. Но благодаря матрице Эйзенхауэра вы можете выработать привычку задавать себе вопрос, приближает ли конкретное действие вас к вашим целям.

  Умение выделить важное и неотложное — отличный способ справиться с прокрастинацией. Прокрастина́ция — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам. Здоровое чувство срочности может повысить производительность, не вызывая выгорания от всех бессмысленных задач, которые мы считаем необходимыми.

     Вы можете использовать матрицу Эйзенхауэра на ежедневной, еженедельной или даже ежемесячной основе. Это хорошо работает для микро- и макроцелей. Главное — иметь представление о том, что необходимо сделать, и избавиться от всего, что не соответствует вашим долгосрочным целям.

 

Как делить дела?

1. Срочное и важное (выполняем сразу!). Наверняка, у вас появилось искушение почти все свои дела вписать в этот квадрат. На самом деле по-настоящему важных и срочных дел у нас немного – большинство может и подождать. Сюда заносим:

  • дела, у которых подходит срок сдачи (подготовка к экзамену, контрольной, отчету);
  • экстренные походы к врачам (травматолог, стоматолог);
  • срочные звонки;
  • форс-мажорные ситуации (вызов сантехника, если течет труба)

      Лучший вариант – если поле матрицы «Срочное и важное» будет почаще пустым, а все дела можно отнести к следующему пункту.

2. Несрочное и важное (планируем!). В идеале у человека, знающего тайм-менеджмент, все важные дела записаны тут. В категорию «Срочное» задачи обычно переходят из-за лени, прокрастинации или форс-мажоров в быту или со здоровьем. Последних избежать бывает трудно, но если регулярно бывать у врачей на профилактическом осмотре, то по крайней мере категорию «срочных дел, связанных со здоровьем», можно будет сократить.

Что касается прокрастинации, то стоит научиться не допускать в своей жизни горящих сроков, и матрица приоритетов Эйзенхауэра здорово в этом помогает (если ей, конечно, следовать). Кстати, если научиться выполнять запланированное, пока оно еще не горит, можно сильно снизить количество стрессов:  есть возможность качественно и без спешки выполнять каждое дело.

Что относим в эту категорию?

  • плановая работа;
  • анализ и оценка рабочих моментов;
  • спортивные занятия;
  • приготовление пищи;
  • ремонт одежды, стирка;
  • уборка.

3. Срочное и неважное (делегируем!). Эти дела, как правило, никак не приближают нас к цели, а лишь тормозят рабочий процесс и отвлекают. К ним можно отнести:

  • навязанные и не важные лично вам встречи;
  • празднование дней рождений неблизких знакомых или поздравление их по телефону;
  • уборка или готовка к незапланированному приходу гостей;
  • внезапно появившиеся бытовые проблемы: сломалась микроволновка, перегорела лампочка, разбилось большое зеркало. Эти неприятности огорчают и раздражают, но мир не рухнет, если вы не уделите им внимания сиюминутно.

        Есть большая опасность – многие относят эти дела в категорию  «Срочное и важное», поэтому старайтесь хорошо анализировать каждое дело, а затем заносите в нужную категорию матрицы Эйзенхауэра: возможно, дело окажется не столь важным, как вы думали.

   Ну а поскольку дела из этого поля часто не приближают нас к цели, а только отвлекают, постарайтесь их минимизировать: некоторые можно просто не делать, а другие перепоручить другим: к примеру, заказать торт вместо того, чтобы печь его самим.

4. Несрочное и неважное (думаем: а нужно ли это?). Такие дела мы обычно и не записываем: к примеру, время на соц.сети или телевизор, компьютерные игры, серфинг по сайтам без цели. Обычно бывает так: нет сил работать – зайду в соц.сеть, пообщаюсь 5 минут. Пять минут затягиваются, и вот уже потерян целый час. Мы говорим себе: «ну надо же было отдохнуть!» Но понимаем, что отдыха это не принесло, а время потрачено.

Куда отнести отдых?

   Профессионалы в использовании матрицы приоритетов Эйзенхауэра советуют планировать даже отдых. К примеру, такой пункт как получасовая прогулка вполне можно отнести к «Важным и срочным» делам – с указанием времени. Если подразумевается поездка на отдых на несколько дней, то заносим это дело в категорию «Важное и несрочное». Научившись планировать качественный отдых, меньше будет желания урвать час на неполезный и не расслабляющий.

Категория: Мои файлы | Добавил: Belenka
Просмотров: 232 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0